Родителям
 
Раздел учителей  
 
Сведения об образовательной организации  
 
Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт

Скачать презентацию 
                        

РОДИТЕЛЯМ О ВНИМАНИИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

I. Вступительное слово классного руководителя

             Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвяще­на проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Актуальность. В настоящее время около 70 % обычных детей, считающихся здоровыми и обучающиеся в массовой школе, по приблизительной оценке, имеют нарушения внимания. Выявляется это чаще всего при увеличении нагрузок на ре­бенка. В его обычной жизни, вне школьной деятельности, это нарушение может ни­как не проявляться. Но при поступлении в школу или детский сад, где проводятся регулярные занятия с детьми, нарушение внимания становится очевидным.

Исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неоди­наковый вклад в успешность обучения разным предметам. Так, при овладении ма­тематикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения рус­ского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчиво­стью внимания. Таким образом, развивая те или иные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.

У младших школьников основные свойства внимания развиты еще очень сла­бо по сравнению с детьми более старшего возраста или взрослыми. Это во многом обусловлено особенностями психического развития учеников начальной школы, Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Это объясняется недостаточной зрело­стью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произ­вольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно разви­ваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчи­вость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, да­же если при этом складываются неблагоприятные условия.

Внимание бывает произвольное и непроизвольное. Для того чтобы ребенок проявил непроизвольное внимание к чему-либо, в первую очередь нужно пробудить его любопытство. Оно же является элементарной формой познавательной потребно­сти. Чем сильнее у ребенка выражена познавательная потребность, тем больше осно­ваний ожидать активизации непроизвольного внимания при изменениях окружающей действительности. Что-то новое, яркое, необычное обязательно привлечет внимание малыша.

Непроизвольное внимание преобладает у детей шести лет. Характеризуется зависимостью от внешней привлекательности объекта. В зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия ребенок сосредотачивается на объекте, и это сосредоточение сохраняется до тех пор, пока есть интерес к воспринимаемому объекту. Часто такое поведение носит характер игры. Непроизвольное внимание редко возникает под влиянием поставленной цели.

 Произвольное же внимание возникает только в целенаправленной деятель­ности. Человек ориентируется на конечный результат своей работы, проявляет волю, сознательно удерживает свое внимание на выполнении этой работы. Возникновение произвольного внимания обязательно предполагает целеполагание. Возможно, что именно процесс целеполагания и «включает» внимание для эффективного управле­ния протеканием деятельности.

Таким образом, развитию внимания способствует вовлечение ребенка в лю­бую целенаправленную деятельность.

В этой непростой работе могут пригодиться некоторые специальные упражне­ния и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

Произвольное внимание появляется на границе между шестым и седьмым го­дами жизни ребенка. Оно не возникает само по себе  из непроизвольного внимания, а являемся результатом взаимодействия взрослого  и ребенка. Большое значение в его развитии имеет регулируемое восприятие. Так, например, указательный жест ориентирует ребенка на те стороны действительности, которые он раньше не заме­чал, привлекает его внимание к нужному признаку. Однако основное значение в развитии произвольного внимания имеет развитие речи. На ранних стадиях обуче­ния взрослый при помощи словесных инструкций организует внимание ребенка на предстоящей деятельности. Зачем ребенок уже сам начинает использовать при­емы, применяемые ранее взрослым, для удержания произвольности внимания. Де­тям шести лет уже доступны планирование своих действий вслух, громкое проговаривание инструкции взрослого. Поэтому для обучения произвольному вниманию необходимо просить ребенка больше рассуждать вслух.

Чем выше уровень восприятия, чем лучше развита речь, тем раньше формиру­ется произвольное внимание.

Уровень развития произвольного внимания во многом зависит от степени раз­вития личностных и эмоционально-волевых качеств ребенка. Произвольность всегда поддерживается волевым усилием, и ребенку шести лет особенно сложно это дается тогда, когда появляется много дополнительных конкурирующих раз­дражителей. Такими раздражителями могут быть многоцветный, красочный мате­риал для занятия, яркий, броский костюм педагога и т. д. Ребенок более внимате­лен, когда рядом нет посторонних сильных раздражителей.

В процессе работы, обучения, игры может возникнуть сильный интерес, увле­ченность, вдохновение, которые устраняют волевое напряжение от поддержания внимания. Ребенку уже не надо заставлять себя поддерживать требуемый уро­вень внимания: произвольное внимание превращается в послепроизвольное.

Специальные психологические исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения разным предметам.

Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внима­ния. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания.

Развитие концентрации внимания.

Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку со­средоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Основной тип упражнений — коррек­турные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать опреде ленные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувство вать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредо точения. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения при знаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного вое произведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометриче­ских узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражне­ния основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упраж­нением число предметов постепенно увеличивается.

        Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных зада­ний (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.).

        Умение переключать внимание помогает переключаться на раз­личные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередова­нием правил вычеркивания букв.

        Основное условие, которое необходимо соблюдать в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический ха­рактер.

Одной из главных проблем начальной школы является недоста­точное развитие у школьников процессов произвольного внима­ния. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитание которой на­чинается в семье.

Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлече­ний — все это может привести к несформированности произвольно­го внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

   Анализ типичных ошибок учащихся, связанных с невнима­
тельностью. Плакат с типичными ошибками по материалам анализа  контрольных текущих письменных работ.

Материалы для плаката:

    Если у детей недостаточно развито произвольное внима­ние, то они будут заменять в письменных работах соглас­ные или гласные буквы, близкие по акустическим призна­кам, («жуки» - «зуки»)ш – щ ч –ц з – с

    Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предло­жениях и примерах, (трва трава)

    Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания, (шарава -трава)

    Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с не­устойчивостью внимания.

 

Памятка родителям. Условия развития произвольного внимания

  В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разно­образнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ре­бенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

  Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его ув­лечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

  Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Исполь­зуйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, похо­ды, любую возможность.

  Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи.

  Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

  В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

  Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

  Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов.

 

 

 

 

Корректурная проба.

                 С помощью этой диагностической методики изучается устойчивость, сосредоточен­ность, объем, переключение и распределение внимания.  20 строк букв,

ж

ф

с

я

а

б

ц

у

и

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

м

о

ы

в

а

и

р

о

о

л

д

ж

з

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

р

е

н

о

л

б

ж

д

л

о

р

у

к

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ф

ы

з

а

п

р

о

л

д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

ф

ы

в

а

к

й

ц

э

л

д

ж

э

ц

у

к

ё

н

г

ш

щ

н

е

к

ц

ф

у

к

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

р

з

х

с

щ

н

е

к

у

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

у

ц

з

щ

ш

г

н

е

к

у

ц

и

м

с

ч

ю

т

и

ф

ы

в

а

п

р

о

л

д

ж

з

щ

ш

г

н

е

к

у

н

г

ж

д

л

о

р

п

ф

ы

в

а

п

р

с

л

д

ж

ю

б

и

м

а

ы

в

к

у

ц

е

н

г

ш

щ

л

о

р

п

и

т

м

с

ч

р

п

а

о

л

д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

д

ш

е

н

г

а

п

р

о

н

е

г

к

у

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

д

ж

ш

н

г

к

у

в

м

с

и

э

л

а

ш

г

н

щ

у

к

е

н

д

о

р

г

с

и

т

п

р

К

у

е

н

г

ш

л

о

р

д

ж

в

а

п

р

н

д

и

т

в

в

а

п

р

н

г

о

л

д

и

т

ж

з

х

к

у

п

р

н

е

с

и

т

р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

р

о

н

е

г

б

по 20 букв в   каждой.

 

 По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через  каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у    той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы —3 минуты.

Результаты:

Работоспособность = (количество строк)² : количество ошибок.     Чем больше работоспособность, и меньше количество ошибок, тем более устойчивое внимание.

Для исследования переключения внимания. Задание: например, на двух строчках вычеркнуть буквы В и Р, а на третьей строчке – К и Ч. Повтор.

Результаты:

Процент ошибки = 100 · количество строк, неверно отмеченных : общее количество просмотренных строк.



1. Нарисуй точки в свободной рамке так, как они расположены в образце.

 

     .     .      .                        .

        .      .                           .

                                           .

 

 

          

                 .                   .

             .                       .

         .                      .    .    .

     .

 

 

 

 

2. Подчеркни слово, в котором есть буква Д.

                             Портной, подвал, антракт, земляк.

 

3.  Каким по счёту в перечне будет слово «мот»?

 

                        Рот, кот, мот, год, крот.    

                                    

 

1. Нарисуй точки в свободной рамке так, как они расположены в образце.

 

     .     .      .                        .

        .      .                           .

                                           .

 

 

         

                 .                   .

             .                       .

         .                      .    .    .

     .

 

 

 

 

2. Подчеркни слово, в котором есть буква Д.

                             Портной, подвал, антракт, земляк.

 

3.  Каким по счёту в перечне будет слово «мот»?

 

                        Рот, кот, мот, год, крот.    

                                    

 

Упражнение 1.

Для развития произвольного внимания можно предложить ре­бенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем рас­шифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС,

АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА

Упражнение 2.

Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

1. АММАДАМА  РЕБЕРГЕ  АССАМАСА  ГЕСКЛАЛЛА   ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА                 

2. РЕТАБЕРТА   НОРАСОТАННА   ДЕБАРУГА  КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР

З. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД  ЛАЙОНОСАНДЕРА

4. ОСТИМЕРА  ОСТИМАРЕ

Упражнение 3. Корректурная проба.

         Ребенку можно предложить выполнить следующую работу: В  таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Эта таблица называется таблицей Бурдона.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВУЛКЙБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ

АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ

ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ

ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ

БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР

ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП

ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ

ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ

НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ

ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ

ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК

МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.

 

 

Упражнение 4.

           В  ниже приведенных рядах букв можно предложить ребснку  найти «спрятавшиеся» там слова:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ          (газета, дом).

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД                  (очки, пакет).

АВМЛ БЕРЕЗАВЛ НГСТРЫ ИЧ ЕНСЩКН И ГАМ Ш ВАЛ                    (береза, книга).

ВОНГЛРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ             (кошка, весна).

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВДДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ                  (пенсии, лес).

Упражнение 5.

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА                               КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИЕРАОКПО

Упражнение 6.

Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой при­ложения:

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОРОШАЯ

СВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7.

Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

 МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДА     РЫБАНЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОД

                  МОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8.

Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания: 5.8, 1,6,4, 12,7,2, 1,8, 10,4,3,2,0,5,2,8,5,7, 18,22, 11. 16. 13,8,6, 19,21, 15,17, 12,14,30,27,32,6,4,8,19,42.

 

Упражнение 9.  

Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приведенных ни: примерах:

        3+12 = 15             15 - 8=17         16 + 4 = 22      15 – 2 = 13

        3 + 3=10               16 + 8 = 23         13 - 4 = 9        19 + 5 = 24

       16 - 9 = 7               16 + 9 = 28          13 - 2=11        12 – 4 = 16

       12 - 6 = 6               15 + 9 = 25         15 - 4 =11        15 + 5 = 10

       14 - 9 = 5               5 + 17 = 22         2 + 11 = 13      4 + 18 = 22

       12 - 9 = 3                 7+18 = 25             6+15 = 22        18 – 8 =10

       16 - 5=11               12 - 7 = 5          19 – 7 =13        14 – 8 = 6

       17 + 7 = 23            19 - 6=13         5 + 13 = 18       18 – 4 = 12

        16 + 6 = 22               13 - 5 = 8             14 + 9 = 23          16 – 2 = 14

 

 

       Упражнение 10.

              Предложите своему ребенку решить следующую зал; лежали книга, ручка, краски,       фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

 

        Упражнение 11.

         Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

 

 

 

Интерактивная карта