Родителям
 
Раздел учителей  
 
Сведения об образовательной организации  
 
Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт

Home You are here: ГлавнаяРаздел учителейУчитель истории и обществознания - Селякова Марина ВалентиновнаКонспект урока по обществознанию 7 класс по теме «Виновен – отвечай»

Конспект урока по обществознанию 7 класс

Тема урока «Виновен – отвечай»,  раздел II  «Человек и закон».

Цель урока: подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

Задачи урока:

-   обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

- личностные: в овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,   определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока – изучение новой темы.

 

Образовательные технологии, используемые на урок - создание проблемной ситуации,  групповая работа, мозговой  штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Вызов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

 

Мотивация

 

Ребята, к вам обращается в своем письме ваш сверстник, послушайте.

 

Что произошло с подростком? Почему?

 

О чем сегодня будем говорить? 

 

Почему об этом надо говорить?

 

Почему в курсе общ-ия 7 класса есть такой раздел «Человек и закон» Противоправного поведения в современной  много, бывает, что и подростки совершают проступки и преступления.

 

Как сделать так, чтобы никто не оказался на месте подростка Дмитрия?

 

 

Ученик  зачитывает  письмо (приложение 1)

 

 

Тема урока – закон, преступления, ….

 

 

 

 

Мы – подростки, с 14 лет за некоторые преступления можно понести наказание. Как этого не допустить?!

 

Изучение нового материала:

 

 

 

1.     Законопослушный гражданин

 

 

 

 

2.     Противозаконное поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Закон наказывает нарушителя

Ребята, а кого можно назвать законопослушным человеком?

 

 

 

 Почему законопослушный человек вызывает уважение?

 

 

Сформулируйте в тетради определение «Законопослушное  поведение – это …

 

А как называется поведение, противоположное законопослушному?

 

Приведите примеры такого поведения.

 

 

Так какое же поведение является противоправным или противозаконным?

 

 

 

Прочитайте в учебнике «Путешествие в прошлое». Как в древности люди относились к нарушителям установленных правил?

 

Но как установить меру, адекватность  наказания?

Из чего исходить, как добиться справедливости?

Какое наказание будет справедливым?

 

Современные юристы ставят наказание от степени вреда, причиненного нарушителем людям, обществу.

 

 

Правонарушения

       
   
 

 

 


                                Преступления               Проступки

Например,  вождение автомобиля в нетрезвом состоянии – это проступок, за которое предусмотрена административная ответственность, но такой водитель может стать причиной гибели другого человека, это уже преступление.

 

Особенно строго закон наказывает за очень вредные нарушения – преступления (регулирует УК РФ)

 

 

Ребята, а почему юристы часто предупреждают, что от мелкого нарушения до крупного всего один шаг? Нужно всегда помнить о том,

что эта грань – между мелким нарушением порядка и серьезным нарушением порядка – очень тонкая.

 

Имеющиеся на парте карточки сейчас распределите в две группы: преступления и проступки

 

 

Приведите примеры, как может это произойти.

 

 

Сейчас мы с вами попытаемся разобраться в одной ситуации. (Приложение 3)

 

В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

Что может быть дальше? (придумайте в группах)

 

Может быть следующее:

1.     семиклассник не принес сигареты, получил от десятиклассника, но остался при своем мнении.

2.     семиклассник пошел в милицию и написал заявление.

3.     семиклассник стал носить сигареты, дальше  у него стали вымогать деньги, он стал их воровать, т.е. сам пошел на кражу, так как оказался характером слабей.

 

Вывод –  над своими поступками нужно думать,  помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.

 

Законопослушный человек уважает закон, не совершает действий, наносящих вред другим людям и обществу.

 

Законопослушное поведение полезно для общества.

 

Прочитаем вслух.

 

 

Противозаконное, противоправное

 

Приводят примеры

 

 

 

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит  вред обществу, людям. (запишем в тетрадь)

 

 

Добиваясь справедливости, провинившегося наказывали.

 

В зависимости от степени тяжести содеянного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иногда неожиданно для самого нарушителя мелки нарушения могут перерасти в серьезное нарушение закона.

 

 

 

работа в группах (Приложение 2)

 

 

 

 

 

Варианты могут быть разные.

 

 

 

 

Подведение итогов урока

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжите предложения:

- Теперь я знаю ..

- Теперь я могу ….

- А еще я хочу сказать ….

 

 

Просмотр видеоролика «На берегу моря»

 

 

 

 

Учащиеся выбирают любое предложение, продолжают его.

 

 

 

 

Учащиеся смотрят, думают и понимают, что их судьба в их руках, от их поступков зависит, какая она будет.

 

Домашнее задание

 

Придумать памятку для вашего сверстника «Учись уважать закон»

 

 

Записывают в дневник

 

 

Приложение 1.

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда и отпустят. Не отпустили….

Советую вам никуда не лезть. Все когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…

 

Приложение 2.

 (по набору карточек для работы в группах)

убийство, побои, истязания, похищение людей, оскорбление, клевета, кража,  грабеж, разбой, вымогательство, терроризм, захват заложников, хищение оружия  нецензурная брань в общественных местах,  нарушение ПДД, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов,  порча чужого имущества,  мелкое хулиганство,  безбилетный проезд в общественном транспорте, мелкое хулиганство

Приложение 3.

Карточка для работы в группах

Подумайте, что может быть в такой ситуации дальше?

                                                                                              

На перемене  десятиклассник  позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

Презентация к уроку.

 

Интерактивная карта