Родителям
 
Раздел учителей  
 
Сведения об образовательной организации  
 
Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт

Презентацию к уроку можно скачать здесь

Конспект урока «Ассирийская держава» 5 класс.

             Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела,   

                                 установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии;

         воспитательная:  воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо, воспитывать интерес к предмету;

         развивающая:      продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях,  

                                          монологическую  речь учащихся с опорой на памятку; развивать мыслительные способности учеников.

            Оборудование: учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. М., «Русское слово», 2012; раздаточный материал,     

             компьютерная презентация, образцы железной и медной руды.

            Тип урока: комбинированный

            Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

            План урока:

1.                   1.  Освоение железа.

2.                    2. Ассирийское войско.

3.                    3. Завоевания ассирийских царей.

4.                    4. Гибель Ассирийского царства.

5.                   Новые понятия: держава, железо,

6.                   Используемые технологии: проблемное обучение, оценивания, групповая работа, деятельностный подход к уроку посредствами продуктивных вопросов и                

7.                    заданий.

 

 Структура и ход урока.

 

                  Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

№ слайда

Организационный момент

Приветствует ребят, настраивает на хорошую работу

«У вас все получится, старайтесь!»

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

 

 

 

 

Мотивационный момент

Задает вопрос: Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?

 

Обобщает ответы: мог, если  Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - так называли  Древней Ассирию, а главный город -   Ниневию  городом крови…

 

Проблемный вопрос: почему так называли государство, которое мы сегодня будем изучать? Какое отношение к этому государству? Кто так мог его называть?

 

Работают фронтально, предполагают свои версии

2 мин

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание

Наводит учащихся  на тему урока:

посмотрите на карту. Здесь изображены цивилизации, которые мы уже  изучили. Вспомните их, назовите.

 

И если мы с вами с караваном торговцев пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу Евфрат.

 Египтяне, правда, почему-то говорили, что это река, которая течет наоборот.

Проблемный вопрос:  как вы думаете, может ли река течь наоборот?

Предположите,  почему египтяне так говорили?

( Нил течет с юга на север, а Евфрат с севера на юг. Египтяне не знали других рек, кроме Нила).

 

Но наша цель находится ГОРАЗДО дальше – это верхнее течение реки Тигр. Там и располагалась Древняя Ассирия, государство, которого сегодня на карте нет, здесь территория современного Ирака.

 

Тема  урока: «Ассирийская держава».

 

Что мы должны на сегодняшнем уроке узнать? Какова цель урока?

 

 

Какое слово в названии урока вас заинтересовало? (держава)

Какое государство называется «держава»?

(на слайде приводятся  слова гимна РФ)

 

Изучают карту, вспоминают изученные государства, делают вывод, какое государство не знакомо.

 

 

 

 

 

 

 

Делают предположения, работают фронтально.

 

 

 

 

 

Находят по карте учебника.

 

 

 

 

 

 

 

Ставят вопросы к уроку, формулируют цель.

 

Делают предположения, что держава – это большое сильное государство.

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Изучение нового материала

Ассирия прожила яркую жизнь, сегодня этого государства на карте нет, здесь находятся Ирак и Иран.

С чего мы начинаем изучать любое государство?

 

1. Природные условия.

 

Проблемное задание: Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».

 

Сравните с природными условиями Египта и южного Междуречья.

 

Какие еще природные особенности местности вы нашли?

(плодородных земель мало, предгорья и горы, богатые железной рудой)

 

2. Освоение железа.

 

Проблемное задание:

«В одной из гробниц египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет,  священный жук»

- предположите, почему так мало было железных изделий? (железо было редким и ценилось на вес золота)

 

Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. А какие металлы люди уже знали и пользовались ими? ( Это медь и бронза).

 

Проблемный вопрос:  меди в природе гораздо меньше, чем железа, но люди начали ей пользоваться 9 тыс. лет назад, а железом только 3 тыс. лет назад.

Как вы думаете почему?

(медь встречается в природе в виде слитков и не ржавеет, а железо, если его бросить в землю – ржавеет и виде слитков не встречается).

Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь.

В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь.

 

А для чего им это было нужно?

В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.

 

Где еще ассирийцы широко использовали железо?

 

Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны.  Цари этой страны создали большое и могучее войско.  

А для чего им нужно было большое войско?   (собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.)

 

Из кого войско состояло и чем было вооружено?

 

Обратимся к  материалу учебника, параграф 17, посмотрите на иллюстрацию  и придумайте задание к данному пункту ( пункт 1) -  читаем пункт  и найдем  10  ключевых понятий  пункта.

 

Прочитаем свои слова.  О чем вам рассказал этот пункт?  (о вооружении ассирийского воина).

 

Как справились с заданием, оцените себя, на полях поставьте ! (если все верно).

 

Предположите, почему у ассирийцев столько открытий в военном деле?

 

 

Ассирийцы первыми начали использовать конницу.

Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей?

(ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно)   Конница становится важным родом войск.

 

 

Учитель дает карточки (приложения) в группы, чтобы учащиеся изучили и сделали выводы.

Одна пара изучает п4 «Какие находки были ценны и почему?»

 

 

Покажите по карте территории, которые захватила Ассирия?  Какие известные вам страны завоевала Ассирия? 

Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет.

 

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.

 

Обращает внимание на слайд «Возвращение царя из военного похода»

 

Кто  изображен в центре картины?

Как обращаются с побежденными?

 

(это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!

 

Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.

Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.

 

 

Проблемный вопрос: Вернемся к началу урока «Логовище льва на Тигре», «город крови». Как вы думаете, каким может быть будущее этой державы?

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

Как вы думаете почему?

 

 Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо?

После смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон.

Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э.

На этом наше путешествие в Древнюю Ассирию подошло к концу.

 

 

 

По карте учащиеся пытаются охарактеризовать природно-климатические условия Древней Ассирии.

 

Отмечают новую систему орошения.

 

 

 

 

 

 

 

Устно сравнивают, вспоминают разливы Нила, Евфрата.

 

 

 

Учащиеся делают предположения.

 

 

 

 

 

Устно отвечают, что железа было мало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выдвигают гипотезы, почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают задание

 

 

 

Индивидуально работают с материалом учебника

 

 

 

Слушают одноклассников, добавляют свои слова, если это нужно.

 

 

Ученики оценивают себя.

 

 

Предположения учащихся о том, что ассирийцы вели много войн.

 

 

 

 

 

Изучение дополнительного материала (работа учащихся  в группах)

Ответы групп, выводы о  несправедливых захватнических войнах,  о жестокости ассирийцев.

 

Ученик показывает на карте захваченные территории, делает вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление ученика, индивидуально работавшего

 с 4 пунктом параграфа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примера из современной жизни

 

 

 

2 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

9-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

Рефлексия

Закончите предложения:

На уроке я…

Мне было трудно, но …

Теперь я знаю ….

Еще хочу сказать ….

 

Учащиеся заканчивают предложения, оценивая свою деятельность, свой результат

3 мин

17

Домашнее задание

Предлагает разные варианты домашнего задания:

- прочитать параграф учебника,

- составить словарь новых понятий,

- составить кроссворд  «Ассирийское войско) (7-8 слов)

 

 2 мин

19

Оценивание

Упражнение «Благодарю….»

Учащиеся благодарят одноклассников за работу на уроке (кого? за что? за какую деятельность на уроке)

2 мин

18

 

Приложение 1.

Карточка 1.

 В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В  третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж. Многочисленные войска    Я мобилизовал и выступил  в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне…»

- Кто может быть автором этих слов?

- Сделайте выводы по этому отрывку.

Карточка 2.

Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

 

- Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

 

Карточка 3.

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь,  как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

 

- Что можно сказать о завоевателях-ассирийцах?

 

 

Карточка 4.

 

       Надпись  Синахериба. (691 год до н.э.).

Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…

       Вражеское войско стрелами и дротиками я приуменьшил и все тела их пронзал, словно решето. Царя Элама, многоопытного воина, предводителя войска его, великую его опору, вместе с прочими начальниками, у которых на поясах золотые кинжалы и великолепные золотые обручи охватывают запястья их, как связанных жирных быков мгновенно я пронзил, учинил их разгром.

 

- Каким вооружением пользовались ассирийцы? Почему царь восхваляет свои страшные деяния?

 

Карточка 5 .

В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689  году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы  никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».

-

- Сделайте вывод, с какой целью ассирийский царь решил уничтожить Вавилон?

Карточка 6.

Ассирийские города были крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными рвом. Въездные башенные ворота представляли собой сложную систему укреплений, которые служили не только оборонным целям, но  являлись показателем богатства и могущества города. Не случайно, про стену Ниневии в 8-7 веках до н.э. говорили: «Та, которая своим  ужасным сиянием отбрасывает врага». Стены были выложены высотой 15-18 метров, в толщину 6 метров. Поверх они были украшены сверкающими на солнце голубыми глазурованными кирпичными зубцами и золотисто-желтой каймой».

 

Для чего такие стены строили ассирийцы?

 

Интерактивная карта