Родителям
 
Раздел учителей  
 
Сведения об образовательной организации  
 
Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт

Home You are here: ГлавнаяРаздел учителейУчитель истории и обществознания - Селякова Марина ВалентиновнаРабочая программа элективного предмета "Эссе по обществознанию: теория и практика»

 

Рабочую программу элективного предмета "Эссе по обществознанию: теория и практика» можно скачать здесь.


Рабочая программа

элективного предмета

"Эссе по обществознанию:

теория и практика»

 10 класс

 

Пояснительная записка.

 В настоящее время ЕГЭ по обществознанию является одним из самых массовых и востребованных у выпускников экзаменов по выбору: по его результатам осуществляется прием во многие вузы. Как свидетельствует опыт педагогической практики, наибольшую трудность одиннадцатиклассники испытывают при выполнении задания 29 (обществоведческое сочинение), которое в соответствии с государственным стандартом относится к заданиям высокого уровня сложности. Данное задание, предполагающее краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля, у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, то есть, другими словами, недостаточно сформированы регулятивные иметапредметные УУД. Возникают противоречия между: – требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма; – между необходимостью качественной подготовки учащихся 10–11 классов к выполнению задания 29 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по данному.

В рамках данного элективного предмета  углубляются теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных, метапредметных.

Данный курс рассчитан на 35 часов, предназначен для учащихся 10 класса, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию в 11 классе.
Программа элективного предмета составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к сдаче  ЕГЭ по обществознанию, а именно выполнению задания 29.

 Задачи курса:

 - ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;

- обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса;

- формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;

- отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.

 Содержание программы курса  включает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия (лекции) посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление. Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.

В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.

Содержание курса построено в следующей последовательности:

1) освоение учащимися особенностей жанра эссе;

2) изучение рекомендаций по подготовке к написанию эссе;

3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;

4) освоение алгоритма написания эссе по обществознанию;

5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;

6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:

– «Философия»;

– «Социальная психология»;

– «Экономика»; – «Социология»;

 – «Политология»;

– «Правоведение».

Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу;

7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».

Предлагаемый элективный предмет  имеет практическую направленность, так как учащиеся:

 – углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;

– овладевают умениями и навыками написания эссе;

– учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;

 – совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Процесс изучения элективного предмета направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:

 – умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;

– умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;

– использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;

 – владение основами речевой культуры. Результаты изучения факультатива:

– развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно — познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции.

 – ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;

– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;

– познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Учащиеся включают в эссе термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, учатся корректно их использовать.
     

Календарно-тематическое планирование – 35 часов

 

№ занятия

Тема

Теория

(часов)

Практика

(часов)

 

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию – 6 часов

 

1

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.

1

 

2

Особенности ЕГЭ по обществознанию: кодификатор  элементов содержания, спецификация КИМов ЕГЭ  по обществознанию.

1

 

3

Правила заполнения бланков ЕГЭ. Информационные ресурсы ЕГЭ.

 

1

4-6

Критерии оценивания обществоведческого сочинения

1

2

 

Раздел 2. Жанровые особенности обществоведческого сочинения

 

7

Особенности жанра,  значение термина в толковых словарях. Структура эссе.

1

 

8-11

Виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие, литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей.

1

3

12

Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров.

1

 

13

Изучение таблицы критериев ответа на задание 29. составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.

1

 

14-15

Составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.

 

2

16

Практическое  занятие по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой

 

 

17

Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний.

1

 

18-20

Написание эссе по высказываниям философского содержания.

 

3

21- 23

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика». Написание эссе по разделу «Экономика».

 

3

24-26

». Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология». Написание эссе по разделу «Социология» 

 

3

27-29

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология». Написание эссе по разделу «Политология»

 

3

30-32

Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение». Написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».

 

3

33-34

Пробное написание эссе по заданной теме

 

2

35

Итоговое занятие

1

 

Планируемые результаты

Выпускник научится:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

 

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать элементы причинно-следственного анализа.

- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

- аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

 Литература.

Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.- М.: Школа — Пресс, 2000.

Обществознание: учебник для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

 Обществознание: учебник для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

Фомина С. А. Научись писать эссе по обществознанию