Родителям
 
Раздел учителей  
 
Сведения об образовательной организации  
 
Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт

Home You are here: ГлавнаяРаздел учителейУчитель истории и обществознания - Селякова Марина ВалентиновнаРабочая программа элективного предмета "Историческое сочинение: теория и практика»

Рабочую программу элективного предмета "Историческое сочинение: теория и практика» можно скачать здесь 

Рабочая программа

элективного предмета

"Историческое сочинение:

теория и практика»

 10 класс

 

Пояснительная записка.

Единый государственный экзамен – форма государственного контроля, позволяющая установить уровень усвоения участниками ЕГЭ Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету. ЕГЭ проводится с использованием стандартизированных измерителей – контрольных измерительных материалов (КИМ), предназначенных для объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников по предмету с целью конкурсного отбора в учреждения среднего специального и высшего профессионального образования. Поэтому сейчас очень важно педагогическому коллективу видеть место ЕГЭ в решении проблемы качества и доступности образования. 

Изучение курса истории IX – начало XXI вв. направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности,

-национальной идентичности,

- развитие мировоззренческих убеждений учащихся 11 класса на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; 
- развитие способности понимать историческую обусловленность значимых явлений и процессов, определять собственную позицию по отношению к ним; 
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и России в IX – начале XXI вв.;
- формирование представления о месте и роли России во всемирно­ историческом процессе в данные периоды; 
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; 
- формирование исторического мышления, ­ способности составлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,

- определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого. 
Преподавание дисциплины предполагает проведение различных форм занятий: лекция, ­диалог, проблемная лекция, практикум, практическое осмысление теоретических знаний во время самостоятельной работы, тренинг.
В каждой теме предусмотрены практические занятия, с использованием самостоятельной работы, составления структурных схем, таблиц, опорных конспектов, систематизирующих информацию.

 Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к сдаче  ЕГЭ по истории, а именно выполнению задания 25.

В рамках данного элективного предмета  углубляются теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных, метапредметных.

Данный курс рассчитан на 35 часов, предназначен для учащихся 10 класса, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию в 11 классе.
Программа элективного предмета составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Требования к результатам:

Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической  компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения  проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие  точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Содержание программы курса  включает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия (лекции) посвящены углубленному изучению тем исторического обществоведческого, работе с дополнительной литературой, историческими источниками с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания исторического сочинения. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление. Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания исторического сочинения по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособиях.

В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.

Содержание курса построено в следующей последовательности:

1) освоение учащимися особенностей жанра сочинения по истории;

2) изучение рекомендаций по подготовке к написанию работы;

3) знакомство с критериями оценивания;

4) освоение алгоритма написания исторического сочинения;

5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;

6) практикумы по написанию исторического сочинения разных исторических периодов.

7) итоговая работа «Пробное написание исторического сочинения».

Предлагаемый элективный предмет  имеет практическую направленность, так как учащиеся:

 – углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «История»;

– овладевают умениями и навыками написания исторического сочинения;

–совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по истории.

Процесс изучения элективного предмета направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:

 – умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;

– умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;

– использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;

 – владение основами речевой культуры.

Результаты изучения факультатива:

– развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно — познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции.

 – ученик способен применять знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;

– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания.

 

Календарно-тематическое планирование – 35 часов

 

№ занятия

Тема

Теория

(часов)

Практика

(часов)

 

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по истории – 6 часов

 

1

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.

1

 

2

Особенности ЕГЭ по истории: кодификатор  элементов содержания, спецификация КИМов ЕГЭ  по истории.

1

 

3

Правила заполнения бланков ЕГЭ. Информационные ресурсы ЕГЭ.

 

1

4-6

Критерии оценивания исторического сочинения

1

2

 

Раздел 2. Жанровые особенности исторического  сочинения

 

7

Особенности жанра,  структура.

1

 

8-11

Чтение и анализ разных сочинений, выделение общих жанровых особенностей.

1

3

12

Объем работы, композиция, стиль изложения, использование терминов, примеров.

1

 

13

Изучение таблицы критериев ответа на задание 25,  составление плана рецензии на сочинение. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.

1

 

14-15

Составление плана рецензии на сочинение. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.

 

2

16

Практическое  занятие по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой

 

1

17

Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об исторических личностях.

1

 

18-20

Исторические личности в историческом сочинение.

 

3

21- 23

Учимся быть экспертом. Написание сочинения по одному из периодов 10 века.

 

3

24-26

Тренировочные упражнения для написания истерического сочинения. Написание сочинения по одному из периодов военной истории 20 века. 

 

3

27-29

Тренировочные упражнения для написания истерического сочинения. Написание сочинения по одному из периодов истории 18 века. 

 

3

30-32

Тренировочные упражнения для написания истерического сочинения. Написание сочинения по одному из периодов 15 века. 

 

3

33-34

Пробное написание эссе по заданной теме

 

2

35

Итоговое занятие

1

 

Планируемые результаты

Выпускник научится:

 

владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;

использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;

презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;

раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;

обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;

применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;

изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.

 

Выпускник  получит возможность научиться:

использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;

определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

знать основные подходы (концепции) в изучении истории;

знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;

работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;

исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;

корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;

представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

 

Литература:

 

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений:  профильный уровень. – М: «Просвещение», 2012 – 336с.

Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII - XIX век. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений:  профильный уровень. – М: «Просвещение», 2012 – 336с.

  Шестаков В.А. История России  XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений:  профильный уровень. – М: «Просвещение», 2012 – 400с. 

Артасов И. А. ЕГЭ 2016. История. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом.

Артасов И. А. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2016. Истрия. Учебное пособие. / И. А. Артасов, О.Н. Мельникова. – Москва: Интеллект – Центр, 2016. – 216 с.

Баранов В.В., Шевченко С.В. История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2014 –  464с.

Вурста Н.И.   Историческое сочинение. Новое задание на ЕГЭ. – Ростов н/Д: Феникс, 2016 – 221 с.

Журавлева О.Н. Историческое сочинение: особенности подготовки к выполнению и оцениванию задания ЕГЭ. Учебно-методическое пособие: СПб: АППО, 2016 – 53с.

Клоков В.А. ЕГЭ 2016. История. Тематические тренировочные задания. – М: Просвещение,  2016 – 112с.

 Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г. ЕГЭ 2016. История. 20 вариантов типовых тестовых заданий. М.: Экзамен,  2016 – 336с.

 Маркин С.А. История. Картографический тренинг. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Ростов н/Д: Феникс, 2016 – 159 с.

 Пазин Р.В. ЕГЭ. История. Анализ исторического источника. 10-11 классы. Ростов н/Д: Легион, 2016 – 352с.

 Пазин Р.В. ЕГЭ. История развития российской культуры. 10-11 классы.  Ростов н/Д: Легион, 2016 – 320с.

 История. ЕГЭ 2016. Демонстрационный вариант  -   Демо КИМ;  Спецификация+Кодификатор;   Изменения КИМ ЕГЭ-2016.