Родителям
 
Раздел учителей  
 
Сведения об образовательной организации  
 
Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт

Home You are here: ГлавнаяРаздел учителейУчитель истории и обществознания - Селякова Марина Валентиновна Дополнительная общеобразовательная программа «Правового клуба «Фемида»

Дополнительную общеобразовательную программу «Правового клуба «Фемида» можно скачать здесь.

 

 Дополнительная общеобразовательная программа

 «Правового клуба «Фемида»

 Направление – социально-педагогическое.

 Возраст детей – 16-17 лет.

 

Срок реализации – 1 год

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Современное образование должно приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.

 В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Но в то же время исследователи отмечают, что при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняются, а порой ими пренебрегают, то есть мы сталкиваемся с проявлениями правового нигилизма. Для того чтобы такого парадокса не возникало, необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине – все будет базироваться на знании законов.

 Каждый гражданин должен быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов и структур управления, а осознанию этого способствует изучение основ права, формирование правовой культуры. Правовые знания и правомерное поведение во взаимодействии составляют основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей.

 Предлагаемая программа дополнительного образования предназначена для учащихся 10  класса, изучающих предмет «Право» в общеобразовательном учреждении по ФГОС СОО.

             Данная программа способствует формированию человека - гражданина, интегрированного в   

       современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, это определяет ее    

        социально - педагогическую направленность.

 Цели:

 научить обучающихся  овладеть юридическими терминами и понятиями;

 способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

 способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.

 Задачи:

 знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;

 освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

 привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)

 развитие коммуникативных способностей.

 Ожидаемые результаты и способы их проверки:

 обучающиеся должны:

 уметь

 - осуществлять свои права на практике;

 - уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

 - уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

 - уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;

 знать

-  юридические термины и понятия;

 - знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

 -  знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

 -  знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

 владеть

 -  четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;

 - владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;

 - владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

 - владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

 Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.

 Предлагаемый курс должен помочь учащимся усвоить основные положения международных документов по правам человека, ключевые понятия, способствует формированию индивидуальных способностей учащихся.

 Формы контроля:

Тестирование; вопросы – ответы; интеллектуальные и деловые игры, тренинги; диспуты, решение правовых задач; анкетирование.

 Для оценки результативности учебных занятий по программе «Правовой клуб «Фемида» применяется педагогический контроль, который подразделяется на 3 вида;

 Входящий (вводный), целью которого является определить исходный уровень знаний и умений.

 Промежуточный (текущий), который определяет степень усвоения предусмотренного программой, выявления уровня знаний и умений.

 Итоговый, определяющий уровень знаний и умений, полученных в ходе обучения по программе «Правовой клуб «Фемида».

 Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной   программы 16-17 лет, наполняемость группы – 15 человек.

 Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, одно занятие в неделю по 2 

  часа.

  Учебно-тематический план

 

Раздел Программы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Вводное тестирование. Ознакомление с ТБ.

2

-

2

                               Раздел 1. Государство и право -                                                    8 часов

2

Государство, его признаки и формы. Понятие и признаки правового государства. Законность и правопорядок. Разделение властей.

4

4

 

                                  Раздел 2. «Право как особая система норм                               11 часов

3

Право как особая система норм.  Право в системе социальных норм.

Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность, её виды.

4

7

 

 

 

                                             Раздел 3. «Конституционное право»                                              14 часов 

4

Конституционное право. Понятие конституции, её виды. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Законотворческий процесс в РФ. Местное самоуправление.

 

6

8

 

                             Раздел 4 «Права человека»                                                                      7часов

5

Права и свободы человека и гражданина. Гражданские, политические права. Права ребёнка.

2

5

 

                                     Раздел 5  «Экологическое право»                                                                     2 часа

6

Экологическое право. Создание плакатов «Экология моего двора»

2

2

 

                               Раздел 6. «Семейное право»                                                                      6 часов

7

Брак, условия его заключения и расторжения. Права и обязанности супругов.  

2

4

 

                                Раздел 7. «Трудовое право и социальная защита»                                4 часа

8

Законодательство о труде. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха.

2

2

 

                              Раздел 8. «Гражданское право»                                                           6 часов

9

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.

Защита имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.

2

4

 

                           Раздел 9. «Процессуальное право»                                                     6 часов

10

Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.

2

4

 

                                           Раздел «Правовая культура и правосознание»                                    4 часа 

11

Правовая культура общества. Правовая культура личности. Правосознание - один из компонентов правовой культуры.

2

2

 

5

Итоговый контроль.

2

-

2 часа

Итого:

32

40

72

           

 Основное содержание программы.

 Вводные урок.

 Предмет изучения кружка «Правоведение», его структура. Знакомство с литературой по курсу. Методические указания по написанию эссе по праву. Техника безопасности.

 Государство и право (8 часов).

 Вводный контроль. Развитие права в современной России. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Понятие и признаки правового государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования.

 Право как особая система норм.

 Понятие нормы и виды норм поведения. Несоциальные нормы. Социальные нормы:  ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные, правовые, моральные (нравственные), политические, эстетические нормы, нормы этикета. Соотношение права и морали. Признаки права (системность, обязательность, определенность, официальность, принудительность). Определение права. Назначение права в обществе. Нормативный акт: понятие и виды. Законы как главный нормативный акт. Правовые нормы: понятие и их система. Отрасли права и их классификация (материальное и процессуальное право). Правомерное поведение. Понятие правонарушения. Виды правонарушений (преступления и проступки). Причины правонарушений. Понятие юридической ответственности и ее цели. Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская, финансовая).

 Конституционное право.

 Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона России.

 Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек – его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти.

 Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак. Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Государственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о гражданстве РФ.

 Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов Федерации. Предметы ведения субъектов Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

 Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

 Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворческий процесс: порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

 Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий.

 Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Система судебной защиты прав человека.

 Местное самоуправление в России. Республика Коми как субъект РФ. Понятие о местном самоуправлении. Предметы ведения местного самоуправления. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Местное самоуправление в области: структура, направление деятельности.

 Правоохранительные органы, их сущность, структура, основные направления деятельности. Основные функции правоохранительных органов.

 Права человека.

 Права и свободы человека и гражданина, закреплённые во второй главе Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека. Соотношение прав и обязанностей. Международные договоры о правах человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Права ребёнка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Промежуточный контроль.

 Экологическое право.

 Понятия окружающая среда, природная среда. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

 Семейное право.

 Семейное право как отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака и рождения детей (принятия их на воспитание). Понятие и функции семьи. Понятие брака. Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Расторжение брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Личные права детей и обязанности родителей по отношению к ним. Имущественные права детей и обязанности родителей.

 Трудовое право и социальная защита.

 Источники трудового права (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, отдельные законы о труде, подзаконные нормативные акты). Занятость граждан. Трудоустройство. Граждане как субъекты трудового права. Работодатели. Гарантии при приеме на работу. Документы, необходимые при поступлении на работу. Трудовой договор: его содержание и форма. Увольнение работников: 1) по инициативе работника (ст. 80 ТК); 2) по инициативе администрации (ст. 81 ТК). Оформление увольнения. Рабочее время. Время отдыха. Порядок предоставления отпусков. Дисциплина труда. Меры поощрения. Меры дисциплинарной ответственности. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Материальная ответственность. Особенности регулирования труда молодежи: поступление на работу, запреты на отдельные виды работ, ограничения в переноске тяжестей, нормы труда (выработки) для молодых рабочих, отпуска, предоставляемые несовершеннолетним, оплата труда несовершеннолетних. Трудоустройство несовершеннолетних и их увольнение. Понятие безработицы. Пенсии и их виды (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

 Гражданское право.

 Понятие и источники гражданского права. Понятие права собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации как основной нормативный акт гражданского права, упорядочивающий отношения собственности. Содержание права собственности. Интеллектуальная собственность. Субъекты права собственности. Граждане как собственники. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Наследование имущества. Договоры: понятие, принципы, форма, порядок заключения. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Защита имущественных и неимущественных прав: 1) силами самого собственника; 2) с помощью средств государства (уголовная, админист­ративная, гражданская (имущественная) ответственность). Защита прав потребителей. Защита неимущественных прав (чести, достоинства, имени): уголовно-правовая и гражданско-правовая.

 Процессуальное право.

 Гражданский процесс, его основные принципы. Участники гражданского процесса. Доказательства и доказывание. Процессуальные сроки. Прохождение дела в суде. Стадии судебного процесса. Судебное решение. Обжалование решений. Исполнение судебных решений.

 Уголовный процесс, его основные принципы и участники. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство (прохождение дела в суде) и его стадии. Суд присяжных заседателей. Административная юрисдикция. КоАП РФ. Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Порядок рассмотрения дел, обжалование постановлений.

 Правовая культура и правосознание.

 Правовая культура общества. Правовая культура личности. Основные элементы правовой культуры. Связь правовой культуры с правосознанием. Правосознание - один из компонентов правовой культуры. Уровни правосознания: обыденный, профессиональный, теоретический. Совершенствование правовой культуры. Правовая безграмотность, правовой нигилизм, правовой цинизм.

 Повторение и обобщение курса. Итоговый контроль).

 Календарно-тематический  план

 «Правового клуба «Фемида»

 

Дата проведения

занятия

Тема урока

Кол-во часов

Введение.  2 часа

1

 

Вводный урок. Предмет изучения курса. Техника безопасности.

2

Государство и право (8 часов).

2

 

Вводный контроль. Происхождение государства и права.

2

3

 

Государство, его признаки и формы. Понятие и признаки правового государства. Законность и правопорядок. Разделение властей.

2

4

 

Викторина «Я – гражданин России»

2

5

 

Круглый стол «Я – гражданин России»

2

Право как особая система норм (11 часов).

6

 

Право как особая система норм.  Право в системе социальных норм.

2

7

 

Создание буклета «Я – ребенок. Я имею право.

2

8

 

Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность, её виды.

2

9

 

 Диспут - обсуждение «Неформалы в обществе»

2

10

 

Создание и конкурс проектных работ «Есть выбор  жизнь без наркотиков»

3

Конституционное право (14 часов).

11

 

Конституционное право. Понятие конституции, её виды. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.

2

12

 

Создание проекта законов правового  куба «Фемида»

2

13

 

Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Законотворческий процесс в РФ. Местное самоуправление.

2

14

 

Ролевая игра «Я выбираю. Меня выбирают»

2

15

 

Судебная власть в РФ. Правоохранительные органы.

2

16

 

Игра «Умей сказать нет»

2

17

 

Тренинг «Кто виноват и что делать»

2

Права человека (7часов).

18

 

Права и свободы человека и гражданина. Гражданские, политические права. Права ребёнка.

3

19

 

Ролевая игра «Отцы и дети. Права и обязанности родителей и детей»

2

20

 

Просмотр и обсуждение социального ролика «Колыбель»

2

Экологическое право (2часа).

21

 

Экологическое право. Создание плакатов «Экология моего двора»

2

Семейное право (6 часов).

22

 

Брак, условия его заключения и расторжения. Права и обязанности супругов.  

2

23

 

Тренинг «Сегодня - дети, завтра – родители»

2

24

 

Деловая игра  «Бюджет молодой семьи»

2

Трудовое право и социальная защита (4 часа).

25

 

Законодательство о труде. Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха.

2

26

 

Ролевая и игра «Работник и работодатель»

2

Гражданское право (6 часов).

27

 

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.

2

28

 

Интеллектуальная игра по праву.

2

29

 

Защита имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Создание буклета «Это нужно знать потребителю»

2

Процессуальное право (6 часов).

30

 

Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.

2

31

 

Организация классных часов для 7-8 классов «SOS» по профилактике правонарушений

2

32

 

Диспут «Жизненный компас молодежи»

2

Правовая культура и правосознание (4 часа).

33

 

Правовая культура и правосознание

2

34

 

Круглый стол «Знай и умей защитить свои права»

2

Повторение и обобщение курса. (2 часа)

35

 

Итоговый контроль

2

 Список использованной литературы

 Источники

 1.Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года).

 2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950г.)

 3. Конвенция о правах ребенка (от 19 ноября 1989 года).

 4.Конституция РФ.

 5.Гражданский кодекс РФ.

 6.Кодекс об административных правонарушениях РФ.

 7.Семейный кодекс РФ.

8.Трудовой кодекс РФ.

 9.Уголовный кодекс РФ.

 10.Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

 11.Закон об образовании РФ.

 12.Закон о защите прав потребителей РФ.