Родителям
 
Раздел учителей  
 
Сведения об образовательной организации  
 
Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт

Home You are here: ГлавнаяВоспитательная работаПрограмма "Семья"

 

«Семья»

 

(подпрограмма развития системы взаимодействия школы  и семьи)

 

 

Анализ реализации программы «Семья»

           

С 2006 года в школе реализуется программа «Семья». Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основными направлениями данной программы являются:

-    совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей;

- работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности; активизация  деятельности классного родительского комитета

- оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации
совместной социально значимой проектной деятельности,  досуга родителей и обучающихся;

- работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;

- активное включение в работу с семьёй социального педагога, педагогов
дополнительного образования и др.

 Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. С этой целью классными руководителями, социальным педагогом изучались семьи, в которых воспитываются наши дети. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью в школе велась большая работа с родителями. Систематически проводились родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые). Сейчас все больше классных руководителей отходят от традиционных форм проведения родительских собраний, в этом году внедрялись следующие формы: час общения с родителями, родительские классные конференции, тренинги, собрания-практикумы, совместные собрания с детьми, собрания-презентации.  Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. Родители совместно с детьми активно участвуют в различных классных и школьных мероприятиях, сопровождают детей на экскурсии и поездки. Традиционными стали следующие мероприятия и праздники с участием родителей: «Осенняя ярмарка», «Папы, мамы, мы – с физкультурою дружны», «К службе в армии готов!», «Веселая семейка!», социальные акции «Доброе сердце», «Помоги птицам», «Праздник Успеха». Родители принимали активное участие в организации и проведении юбилейных мероприятий в честь 20-летия школы. 19 февраля проведена общешкольная конференция отцов на тему «Роль отцов в воспитании детей». На конференцию были приглашены заместитель прокурора Усть-Вымского района Е.Г. Муравьев, инспектор ОПДН Барышникова Н.В. Ими была освещена проблема профилактики правонарушений подростками. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. На классных родительских конференциях  рассматривались следующие темы: как организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д. Организуя такую работу, педагоги привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Наиболее эффективными формами работы, на наш взгляд, выступают проведение школьных собраний, оформление стендов, уголков для родителей, дежурство родителей, конференции родителей и педагогические кружки. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов.

Классные родительские собрания проводились 1 раз в четверть, тематика их связана с проблемами обучения и воспитания. Посещаемость родительских собраний следующая:

 Учебный год

Классы

Начальные          средние                   старшие        в среднем

2006-2007

71%

61,2%

67%

66.3%

2007-2008

79,5%

61,3%

63,3%

63,3%

2008-2009

73%

57%

68%

66%

 

Нужно сказать, что высокий процент посещаемости в начальной школе. Это заслуга и родителей и учителей начальной школы. Ими проводится системная работа с родителями по включению их в жизнь класса.

Анализируя результаты реализации программы «Семья», можно подвести следующие  результаты работы:

- воспитательная среда стала более широкой, разнообразной;

- родители заинтересованы в развитии школы, высоко ценят мнение педагогов;

- классными руководителями накоплен опыт использования различных форм и методов взаимодействия с семьей;

- классными руководителями Лопушковой  С.А., Зиновьевой М.В., Черновой Н.В., Суровневой В.М., Безносиковой Т.В., Ковальчук Г.Н., Огневой Н.А., Некрасовой О.А.  умело используются такая форма взаимодействия, как организация совместной деятельности – это совместные спортивные и другие праздники, походы, привлечение родителей к участию в классных делах. 

 

Аналитическое обоснование программы

 

Пояснительная записка

 

Семья - институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. Общество меняется, меняются взгляды семьи на жизнь, ведущие ценности. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно. Семья претерпевает сегодня существенные изменения. Социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, детей. Напряжение возрастает вследствие усиления расслоения семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи, меняются взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и образовательных учреждений.

Каким должно быть это взаимодействие, а лучше сказать, сотрудничество? Приоритетными задачами должны быть возрождение системы семейного воспитания, обеспечение взаимодействия школы и семьи в воспитании детей и подростков. Повышение педагогической культуры является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания.

Особая роль в работе с семьёй отводится образовательным учреждениям - от детского сада и школы до учреждения дополнительного образования, которые по-прежнему, как важнейший социальный институт, обеспечивают воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Анализ реализации программы «Семья» в 2006-2009 годах показал что:

- воспитательная среда стала более широкой, разнообразной;

- родители заинтересованы в развитии школы, высоко ценят мнение педагогов;

- классными руководителями накоплен опыт использования различных форм и методов взаимодействия с семьей – это новые более эффективные формы проведения родительских лекториев, классными руководителями умело используются такая форма взаимодействия, как организация совместной деятельности – это совместные спортивные и другие праздники, походы, привлечение родителей к участию в классных делах. 

Основными формами работы с родительской общественностью стали:

- родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания,

- собрания-диспуты,

-семейные гостиные,

-встречи за круглым столом,

- собрания - тренинги

-вечера отдыха,

-семейные состязания,

- творческие конкурсы, турниры,

- семейные праздники с участием родителей и учащихся,
- дни открытых дверей,

- индивидуальные беседы и консультации,

- праздники: «День матери», «День отца», «Семейные увлечения», «Моя родословная», «Семейные реликвии», «Мастерская мамы-искусницы».

                Школа сегодня стала более открытой педагогической системой, использующий широкий набор различных форм работы для сплочения семьи и установления позитивных взаимоотношений с родителями. Основная роль в работе с семьёй принадлежит классному руководителю, который на протяжении многих лет работая с классным коллективом, выбирает такие направления и формы работы с родителями, которые способствуют личностному развитию ребёнка и укреплению отношений в семье.

                Проанализировав результаты программы, стало понятно, что необходимо продолжить работу в этом направлении, но больше внимания уделять деятельности родительских комитетов классов и школы, работы родителей в Совете школы, правому воспитанию детей и родителей.

 

Для привлечения родительской общественности к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса в школе, организации их педагогического просвещения необходимо использовать следующие формы и способы деятельности:

 

Формы работы

Задачи

Формы реализации

Коллективная

-Организовать психолого-педагогическое

просвещение родителей;

-Формировать объективную оценку родителями

работы школы;

-Создавать атмосферу сотрудничества;

-Инструктировать родителей по подготовке к

итоговой аттестации в выпускных классах.

Родительские собрания. Совместные праздники.

Работа малых инициативных групп.

Групповая

-Организовать взаимодействие внутри

коллектива родителей;

-Планировать и организовывать помощь

родителей;

-Привлекать родителей к организаций учебной

и досуговой деятельности учащихся;

- Стимулировать совместное участие детей и

родителей в подготовке мероприятий.

Помощь в организации и

проведении мероприятий.

 

Совместные

профориентационные

мероприятия.

 

Встречи со специалистами.

 

Индивидуальные беседы.

Индивидуальная

- Изучать традиции и уклад семьи;

Работа с родительским

 

 

- Организовывать психолого-педагогическое

комитетом.

 

 

 

просвещение родителей;

Анкетирование.

 

 

-Помогать в разрешении конфликтных

 

 

 

ситуаций;

 

 

 

- Обеспечивать родителям помощь в решении

 

 

 

возникающих проблем и вопросов.

 

 

           

Понимая роль педагогического просвещения родителей необходимо провести общие тематические родительские собрания:

-   «Сохранение здоровья - общая задача школы родителей» (с участием врача)

-   «Профессиональное определение выпускников» (с участием представителей ВУЗов)

-   «Ответственность родителей за противоправное поведение детей» (с участием инспектора КПДН)

-   «Как помочь ребёнку в профессиональном самоопределении» (с участием специалистов по профориентации)

-«Проблема насилия в семье» (с участием психологической службы)

-«Итоги работы и перспективы развития школы» (с участием администрации школы)

 

Принципы реализации Программы

1.    Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, учителю, ребёнку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

-  осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

-  включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;

-  овладение способами проектирования собственной деятельности;

-  предоставление возможности принимать самостоятельные решения;

-  ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

-  привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

2.    Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что
предполагает:

-  формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

-  осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;

-  определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;

-  использование методики организации коллективной творческой деятельности.

3.    Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая
предполагает:

-  выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

-  опору на положительные стороны родителей и детей;

-  раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха о одобрения окружающих в совместной деятельности;

-  доверие ребёнку и родителям;

-  принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;

-  подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребёнку, к решению возникающих проблем;

-  принятие, учёт традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

-  восприятие, оценку поступков ребёнка как представителя семьи, носителя интересов семьи;

-  заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;

-  обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;

-  содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

-  забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни;

-  создание ситуаций проявления взаимного понимания, заботы о семье, детях, родителях.

4.Управление взаимодействием школы и семьи

Этот принцип означает:

-   изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и классных коллективов;

-   выявление трудностей, проблем взаимодействия учителей и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;

-   организация изучения и обобщения передового опыта взаимодействия учителей и семьи, родителей т детей;

-   пропаганду лучших достижений взаимодействия учителей и семьи, родителей и детей;

-    подготовку учителей, учащихся и родителей к совместной деятельности;

-   создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;

-   стимулирования взаимодействия школы и семьи.

 

Приоритетные направления и содержание реализуемых

мероприятий

Организация диагностической работы по изучению семей

В сегодняшних условиях эффективно построить систему работы с учащимися без предварительной постоянной работы с семьёй нельзя. Ведь семьи, в которых воспитываются ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребёнка, и на его психику, и на отношение к учебному процессу, и на его состоятельность как человека.

Основными программными мероприятиями данного направления должны стать:

-   создание системы психолого-педагогического диагностирования;

-   создание мониторинга изучения взаимоотношений в системе «родители - ребёнок»

-   формирование единой структуры психолого-педагогического портрета семей учащихся;

Организация педагогического просвещения родителей

Воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребёнка, когда педагоги в работе с родителями используют так называемую предварительную реакцию. Значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности. Создание системы педагогического просвещения - основная задача этого блока Подпрограммы.

Программными мероприятиями данного направления являются:

-   совместное (учителя - родители) определение содержания и форм педагогического просвещения; разработка примерной программы по организации родительского всеобуча;

-   определение циклограммы (на 3 года) родительских собраний, конференций с учётом возрастных особенностей организации УВП;

-   привлечение к организации педагогического просвещения родителей специалистов центра профориентации, медико-педагогической школы ит.п.

-   создание в школе научной библиотеки по педагогике, психологии, медицине и т.д., опыт работы учителей школы с семьёй;

-подготовка и издание Памяток для родителей по различным вопросам воспитания.

 

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

Одна из главных задач педагогического коллектива - это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством её решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах и видах.

Программными мероприятиями данного блока являются;

-   организация в школе семинара по вопросам определения и апробации эффективных форм работы с родителями;

-   поиск механизмов привлечения к учебно-воспитательному процессу большего количества родителей;

-   организация совместной учебно-исследовательской деятельности, совместное участие родителей и детей в социальном проектировании.

 

 

Использование оптимальных форм и методов в коллективной, групповой и индивидуальной работе с семьёй.

           Формы взаимодействия учителей о родителей - это способы организации их совместной деятельности общения. Целесообразно разумное сочетание коллективных групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Основными программными мероприятиями данного направления должны стать:

-   усиление внимания к расширению используемых форм работы с семьёй, активизация форм совместной познавательной, трудовой, досуговой деятельности;

-   акцент в работе с семьёй на развитие групповой и индивидуальной работы с семьёй;

-   введение в практику таких активных форм работы с родительской общественностью, как родительские конференции, вечера вопросов и ответов, родительский клуб;

-   создание механизма выявления, обобщения и использования в практической деятельности позитивного семейного опыта семейного воспитания.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением

Один из признаков демократической школы - наличие органов самоуправления. Это предполагает, что различные представители с различными интересами и взглядами - педагоги, сотрудники, родители и учащиеся - понимают и разделяют общие цели образовательного учреждения и действуют как партнёры. Реализация данного направления Подпрограммы предполагает создание системы соуправления через проведение выборов представителей родительской общественности в коллегиальные органы управления школой.

 

Программными мероприятиями данного блока являются:

-   усиление внимания к организации работы родительских комитетов классов, школы; придание этой работе большей системности;

-   организация работы Совета школы с включением в его деятельность родительской общественности;                                                                 

-   обеспечение открытого доступа родителей на заседания органов, принимающих решения на различных уровнях.

Критерии оценки результатов реализации Подпрограммы:

 

1.    Широта воспитательной среды (структурно-содержательная характеристика):

- организация общения детей и педагогов с интересными людьми (родителями) в форме
бесед, дискуссий и т.п.

 

2.    Интенсивность воспитательной среды (структурно - динамическая характеристика):

- разработка и реализация специальной программы организации активного отдыха детей и
родителей в выходные дни, в каникулярный период.

 

3. Осознаваемость воспитательной среды:

-  родители знакомы с традициями школы, являются их инициаторами;

-  родители заинтересованы в развитии школы, знают её проблемы, активно участвуют в их обсуждении и решении.

 

4. Обобщённость воспитательной среды:

- действует специально разработанная система взаимодействия администрации школы с
родителями.

 

5. Эмоциональность воспитательной среды:

-  родители и учителя часто общаются между собой в неформальной обстановке;

-  родители часто делятся с педагогами различными проблемами, получая сопереживание и поддержку.

 

6. Доминантность воспитательной среды (значимость данной среды в системе ценностей
субъектов воспитательного процесса):

-  родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации;

-  школа пользуется авторитетом у родителей;

родители гордятся, что дети учатся именно в этом образовательном учреждении

 

 

Ожидаемые и прогнозируемые результаты:

в целях повышения эффективности семейного воспитания и укрепления взаимодействия с семьёй должно быть:

-   совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;

-   работа над устранением причин и условий, которые способствуют созданию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми путём оказания семье действенной психолого-педагогической помощи;

-работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности (школьного родительского комитета, совета профилактики, Совета школы);

- оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации
совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

-работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;

- активное включение в работу с семьёй социального педагога, педагогов дополнительного образования и др.;

 

Интерактивная карта